В случае возникновения пожара для эвакуации людей кроме обычных лестниц используют и эвакуационные (пожарные). Чаще всего они располагаются с внешней стороны зданий, по ним пожарные команды могут попадать на крышу для тушения возгораний.
Виды пожарных лестниц
При строительстве зданий изготавливают пожарные лестницы по ГОСТ Р 53254-2009 и СНиП 2.01.02-85 двух типов:
- Вертикальные, по ним можно перемещаться, опираясь руками и ногами.
- Маршевые, предназначенные для обычного подъема и спуска.
По вертикальным сооружениям осуществляется перемещение вверх и вниз огнеборцев и обслуживающего персонала здания. Конструкция представляет две параллельных металлических трубы, между ними приварены поперечные ступени. Монтаж подобных конструкций принято возводить при высоте строения от 10 до 20 м. Если высота превышает 6 м, то дополнительно создается стальное ограждение, оно послужит защитой.
Маршевые сооружения считаются безопасными. Они также изготавливаются из металла, но создаются из последовательных маршей и поворотных площадок. Обычно их возводят для строений, имеющих высоту 20 м и более. Такие сооружения позволяют покинуть здание людям при необходимости срочной эвакуации не только с верхнего этажа, а также уровней, расположенных ниже. Пожарные команды используют для выхода на любую высоту и кровлю.
Минимальная ширина марша составляет 900 мм, обязательно наличие боковых ограждений.
Вертикальные лестницы
Создавая проект пожарной лестницы наружной, конструкции принято делить на два вида:
- П1-1. При высоте здания до 6 м создается простое рамное полотно, ширина его имеет не менее 600 мм.
- П1-2. Особенностью этих изделий являются: ширина не менее 800 мм; наличие ограждения для возможности опирания на него при необходимости эвакуации пострадавших при пожаре.
Таблица 1: Рекомендуемые нормы вертикальных конструкций
Параметр |
Тип изделия |
|
без ограждения |
с ограждением |
|
Допустимое значение от земли до нижней точки h, мм |
1500 |
|
Максимальное расстояние до начала ограждающих элементов h₁, мм |
- |
2500 |
Рекомендуемое расстояние между перекладинами l, мм |
350 |
|
Максимальная дистанция между опорами на стене, l₁, мм |
3000 |
3500 |
Ширина перекладин В (В₁), мм |
600 |
800 |
Удаление лестничного полотна от стены с, мм |
250…350 |
|
Максимальная длина лестничного полотна с ограждением площадки на крыше Н*, мм |
20000 |
Таблица 2: Размеры элементов ограждений
Наименование параметра |
Численное значение |
Минимальная ширина перекладины В, мм |
800 |
Предельное расстояние между горизонтальными элементами l, мм |
500 |
Минимальный радиус образующей R, мм |
400 |
Угол в плане между вертикальными элементами α, ⁰ |
45…60 |
Маршевые лестницы
Проектирование пожарных лестниц маршевого типа (конструкция П2) предусматривает наличие ряда элементов по ГОСТ Р 53254-2009:
- Проступей, расположенных на одинаковой высоте друг от друга вдоль марша. Минимальная ширина должна быть 900 мм.
- Минимальная глубина проступи составляет 250 мм, максимальная высота не должна превышать 220 мм. Максимально допустимый уклон к горизонту допускается 1 : 1.
- Поворотных площадок, их расставляют через каждые 8…14 ступеней. Длина площадок должна быть не менее 900 мм, а ширина – 1800 мм.
- Боковые ограждения, предотвращающие падение с высоты. Стандартом предусматривается расположение перил на расстоянии 1200…1350 мм от уровня площадки и проступи. Между опорами (балясинами) пространство необходимо закрывать продольными тетивами или панелями.
- Минимальное расстояние от окон до маршей и поворотных площадок допускается 1000 мм.
Этапы проектирования пожарных лестниц
Создавая проект на лестницу пожарную, проектировщики компании придерживаются следующего алгоритма:
-
В зависимости от назначения здания создается эскиз будущей конструкции. Здесь ориентируются на предполагаемый контингент, размещаемый внутри помещения. Например, лечебное учреждение, где будут находиться люди с ограниченными мобильностью. Для них имеются особые требования при организации условий эвакуации. Для дошкольных и школьных зданий эвакуационные выходы проектируются с учетом роста детей.
-
Предварительный проект согласуется со службами МЧС. При необходимости вносятся необходимые коррективы. Особое внимание уделяется объектам, где возможна высокая концентрация посетителей в дни и часы отдыха, например, торгово-развлекательные центры, вокзалы, аэропорты и другие здания, прилегающие к подобным объектам.
-
Производится привязка к особенностям строения, учитываются все имеющиеся входы и выходы, наличие кроме обычных междуэтажных трапов подъемно-транспортных устройств для доставки людей на необходимый этаж. Конфигурация зданий в плане и наличие промежуточных переходов между помещениями.
-
Выполняются прочностные расчеты, обосновывается методика проведения испытаний.
-
Разрабатываются проект и чертеж, проводится авторский контроль этапов этапами строительства. Участвуют в испытаниях на прочность.