Раннее обнаружение пожара на станциях метро

Раннее обнаружение пожара на станциях метро
15.09.2020

Основываясь на перспективах мировой урбанизации ООН, общее количество мегаполисов – городских конгломератов с населением более 10 миллионов человек, таких как Шанхай или Лагос – увеличится в четыре раза всего за 40 лет, поэтому раннее обнаружение пожаров на станциях метро станет еще более важным.

В этом процессе города вырастут почти на 600 миллионов жителей. Станции, как и трубы, представляют собой замкнутые пространства с ограниченными возможностями эвакуации. В случае пожара тысячи пассажиров окажутся в ловушке, в труднодоступном месте и могут запаниковать. Раннее обнаружение пожара на станциях метро, ​​поддерживающее несколько пороговых значений срабатывания сигнализации, каждый из которых связан с проверенным и поддерживаемым сценарием реагирования, выполняемым регулярно обученными силами, поможет подземному оператору сохранить контроль. Система раннего предупреждения о пожаре позволит избежать смертельных случаев, сократить потери и ускорить восстановление.

Риск, причина и ущерб

В условиях быстрой урбанизации метро постепенно стало очень важной частью общественного транспорта. Из-за особого характера его работы, которая в основном проходит под землей, эвакуация поездов и станций в случае пожара, естественно, занимает больше времени. Следовательно, значительно возрастает риск получения травм или даже смертельного исхода, особенно если пожар произошел в часы пик. Поэтому раннее уведомление о потенциальной угрозе пожара необходимо для получения дополнительного времени, необходимого для того, чтобы службы спасения могли эвакуировать находящихся под угрозой пассажиров.

Уровень противопожарной защиты на станциях метрополитена за последние годы повысился, и статистика показывает, что количество жертв сокращается, что, безусловно, является хорошей новостью. Тем не менее, риски возникновения пожара, а также количество пожаров на станциях метро существенно не уменьшились:

  • Примерно два из трех инцидентов, связанных с безопасностью на станциях метро, ​​вызваны пожаром и учитываются до взрывов и сходов поездов с рельсов.
  • Причины пожаров – обрывы линий электропередач примерно в одном из четырех случаев, за которыми следуют механические поломки и поджоги.

Исходя из того, что количество пожаров остается высоким, можно с уверенностью предположить, что ущерб инфраструктуре, прерывание обслуживания и связанный с этим экономический ущерб, а также ущерб репутации имеет значение. Но при этом статистические данные о таких повреждениях немногочисленны.

Ключом к снижению упомянутого выше ущерба является внедрение системы раннего предупреждения о пожаре с несколькими порогами срабатывания сигнализации в сочетании с проверенными и поддерживаемыми планами реагирования, адекватно адаптированными к индивидуальным пороговым значениям срабатывания сигнализации.

Проблемы

При разработке такой системы раннего обнаружения пожара необходимо преодолеть ряд проблем. Наиболее важные проблемы:

  • Значительные изменения в воздушном потоке из-за поршневого действия поездов, прибывающих и покидающих станцию, с максимальной скоростью воздушного потока, превышающей 20 м / с. Это вызывает растворение частиц дыма, и дым становится «невидимым» для стандартных точечных извещателей, работающих с нормальной чувствительностью.
  • Сложные потолочные конструкции с электрическими установками в потолочных пустотах в холлах станций и на платформах затрудняют простую установку пожарных извещателей. Это существенно усложняет процесс их тестирования и обслуживания.
  • Тлеющие пожары – вызванные перегрузкой, перегревом или коротким замыканием – в помещениях с электроэнергией и оборудованием обычно развиваются в течение длительного периода (часы, если не дни). Такие пожары на начальной стадии производят только самое маленькое количество частиц дыма.
  • Установка детекторов в ограниченном пространстве и сильно затрудненный доступ к детекторам для обслуживания и тестирования. Это серьезная проблема при защите эскалаторов и лифтовых шахт от огня.

Разработка системы пожарной сигнализации с использованием обычного оборудования для обнаружения пожара, такого как точечные дымовые и тепловые извещатели, далеко не решит эти проблемы. Прежде всего, стандартное оборудование для обнаружения пожара не может инициировать предварительную тревогу и поэтому не подходит для разработки поэтапного плана реагирования. 

Пустотные перекрытия на перронах и в залах вокзала

Труба устанавливается в пустоте потолка, а точки отбора капилляров размещаются в потолочных панелях. При таком подходе дым от тлеющих кабелей, установленных в пустоте потолка, а также дым от пожаров на платформах или в самих залах станций обнаруживается на ранних стадиях. Благодаря мощному вентилятору устройства, изменение скорости воздушного потока из-за эффекта поршня не является проблемой. Кроме того, обслуживание и тестирование детекторов значительно упрощается, поскольку блоки детектирования устанавливаются в легко доступных местах.

Силовые и аппаратные

Эти зоны станции метро можно защитить двумя способами: прокладывая трубу под потолком для общей защиты открытого пространства или над отдельными шкафами для защиты объектов. В этом случае дополнительный датчик дыма в каждом сегменте трубы позволяет локализовать дым. Оба подхода позволяют обнаруживать пожар на ранних стадиях и дают больше времени для реагирования на ситуацию, например, отключение той части оборудования, которая вызывает дым, перед тем, как эвакуировать всю станцию.

Эскалаторы и лифтовые шахты

Труба устанавливается под направляющими эскалатора или вертикально внутри шахты лифта. В обеих установках дым, вызванный перегрузкой, перегревом или коротким замыканием, будет обнаружен на очень ранней стадии. Кроме того, удобно расположенные отверстия для отбора проб обеспечивают простое обслуживание и тестирование в таких ограниченных или даже недоступных местах.

Вентиляционные каналы

Установка трубы в поперечном сечении воздуховода системы вентиляции позволяет контролировать большие поперечные сечения, чем при использовании простых точечных дымовых извещателей. Кроме того, более высокая чувствительность извещателя дымоудаления позволяет на раннем этапе обнаруживать задымление в зоне станции, вентилируемой через этот канал. В этом случае подход к проектированию, основанный на производительности, поможет сформировать решение таким образом, чтобы оно не противоречило действующим нормам и стандартам.

Мониторинг по всем эшелонам

Объединение в сеть аспирационных дымовых извещателей, установленных по всей станции, и их подключение к системе управления в диспетчерской станции позволяет операторам станции иметь полный обзор уровней задымленности, обнаруженных на всей станции. Кроме того, он действует как шлюз для передачи важной информации о станции в операционный центр линии метро.

Преимущества

При проектировании систем раннего оповещения о пожаре для станций метро с использованием детекторов аспирации дыма в сценариях, упомянутых выше, оператор получает следующие ключевые преимущества:

  • Прерывание бизнеса, экономический ущерб и ущерб репутации сведены к минимуму. Системы раннего предупреждения и обнаружения пожара будут гарантировать, что силы вмешательства будут своевременно предупреждать о пожарах, а проверенный и поддерживаемый план реагирования гарантирует, что их вмешательство будет эффективным и целевым.
  • Риск массовой паники и связанных травм – или даже несчастных случаев – значительно снижается. Ранние предупреждения значительно помогут в информировании людей на станции метро - или в определенной области, если станция - об инциденте и проведении эвакуации в установленном порядке.
  • Повышена полная работоспособность системы противопожарной защиты. Тщательно расположенные блоки обнаружения и удобно спроектированные пробоотборные отверстия в трубах помогают снизить затраты на испытания и техническое обслуживание и способствуют быстрому ремонту дефектных компонентов.
  • Обеспечивается в целом бесперебойная и упорядоченная работа службы. Интеграция информации раннего предупреждения от аспирационных детекторов дыма с другой информацией, связанной с безопасностью, в системе управления обеспечит своевременное и адекватное реагирование.