Основываясь на перспективах мировой урбанизации ООН, общее количество мегаполисов – городских конгломератов с населением более 10 миллионов человек, таких как Шанхай или Лагос – увеличится в четыре раза всего за 40 лет, поэтому раннее обнаружение пожаров на станциях метро станет еще более важным.
В этом процессе города вырастут почти на 600 миллионов жителей. Станции, как и трубы, представляют собой замкнутые пространства с ограниченными возможностями эвакуации. В случае пожара тысячи пассажиров окажутся в ловушке, в труднодоступном месте и могут запаниковать. Раннее обнаружение пожара на станциях метро, поддерживающее несколько пороговых значений срабатывания сигнализации, каждый из которых связан с проверенным и поддерживаемым сценарием реагирования, выполняемым регулярно обученными силами, поможет подземному оператору сохранить контроль. Система раннего предупреждения о пожаре позволит избежать смертельных случаев, сократить потери и ускорить восстановление.
В условиях быстрой урбанизации метро постепенно стало очень важной частью общественного транспорта. Из-за особого характера его работы, которая в основном проходит под землей, эвакуация поездов и станций в случае пожара, естественно, занимает больше времени. Следовательно, значительно возрастает риск получения травм или даже смертельного исхода, особенно если пожар произошел в часы пик. Поэтому раннее уведомление о потенциальной угрозе пожара необходимо для получения дополнительного времени, необходимого для того, чтобы службы спасения могли эвакуировать находящихся под угрозой пассажиров.
Уровень противопожарной защиты на станциях метрополитена за последние годы повысился, и статистика показывает, что количество жертв сокращается, что, безусловно, является хорошей новостью. Тем не менее, риски возникновения пожара, а также количество пожаров на станциях метро существенно не уменьшились:
Исходя из того, что количество пожаров остается высоким, можно с уверенностью предположить, что ущерб инфраструктуре, прерывание обслуживания и связанный с этим экономический ущерб, а также ущерб репутации имеет значение. Но при этом статистические данные о таких повреждениях немногочисленны.
Ключом к снижению упомянутого выше ущерба является внедрение системы раннего предупреждения о пожаре с несколькими порогами срабатывания сигнализации в сочетании с проверенными и поддерживаемыми планами реагирования, адекватно адаптированными к индивидуальным пороговым значениям срабатывания сигнализации.
При разработке такой системы раннего обнаружения пожара необходимо преодолеть ряд проблем. Наиболее важные проблемы:
Разработка системы пожарной сигнализации с использованием обычного оборудования для обнаружения пожара, такого как точечные дымовые и тепловые извещатели, далеко не решит эти проблемы. Прежде всего, стандартное оборудование для обнаружения пожара не может инициировать предварительную тревогу и поэтому не подходит для разработки поэтапного плана реагирования.
Труба устанавливается в пустоте потолка, а точки отбора капилляров размещаются в потолочных панелях. При таком подходе дым от тлеющих кабелей, установленных в пустоте потолка, а также дым от пожаров на платформах или в самих залах станций обнаруживается на ранних стадиях. Благодаря мощному вентилятору устройства, изменение скорости воздушного потока из-за эффекта поршня не является проблемой. Кроме того, обслуживание и тестирование детекторов значительно упрощается, поскольку блоки детектирования устанавливаются в легко доступных местах.
Эти зоны станции метро можно защитить двумя способами: прокладывая трубу под потолком для общей защиты открытого пространства или над отдельными шкафами для защиты объектов. В этом случае дополнительный датчик дыма в каждом сегменте трубы позволяет локализовать дым. Оба подхода позволяют обнаруживать пожар на ранних стадиях и дают больше времени для реагирования на ситуацию, например, отключение той части оборудования, которая вызывает дым, перед тем, как эвакуировать всю станцию.
Труба устанавливается под направляющими эскалатора или вертикально внутри шахты лифта. В обеих установках дым, вызванный перегрузкой, перегревом или коротким замыканием, будет обнаружен на очень ранней стадии. Кроме того, удобно расположенные отверстия для отбора проб обеспечивают простое обслуживание и тестирование в таких ограниченных или даже недоступных местах.
Установка трубы в поперечном сечении воздуховода системы вентиляции позволяет контролировать большие поперечные сечения, чем при использовании простых точечных дымовых извещателей. Кроме того, более высокая чувствительность извещателя дымоудаления позволяет на раннем этапе обнаруживать задымление в зоне станции, вентилируемой через этот канал. В этом случае подход к проектированию, основанный на производительности, поможет сформировать решение таким образом, чтобы оно не противоречило действующим нормам и стандартам.
Объединение в сеть аспирационных дымовых извещателей, установленных по всей станции, и их подключение к системе управления в диспетчерской станции позволяет операторам станции иметь полный обзор уровней задымленности, обнаруженных на всей станции. Кроме того, он действует как шлюз для передачи важной информации о станции в операционный центр линии метро.
При проектировании систем раннего оповещения о пожаре для станций метро с использованием детекторов аспирации дыма в сценариях, упомянутых выше, оператор получает следующие ключевые преимущества: