Крупные туннельные пожары могут иметь катастрофические масштабы, связанные с человеческими жертвами и материальным ущербом. Особый характер пожаров в таких замкнутых пространствах создает особые проблемы для пожарных инженеров, специалистов по охране труда и аварийно-спасательных служб.
Пожар в туннеле под Ла-Маншем в Великобритании в 2008 году длился 16 часов, и его нельзя назвать особо крупным пожаром. Тем не менее, ремонт обошелся в 60 миллионов евро, а потери бизнеса из-за перебоев в железнодорожном сообщении составили 200 миллионов евро.
Потенциальные последствия пожаров в железнодорожных туннелях, как материальные, так и с точки зрения человеческих жертв, часто превышают такие катастрофы в автомобильных туннелях.
К счастью, пожары в автодорожных и железнодорожных туннелях, приводящие к таким крупным катастрофам относительно редки, особенно если учесть значительный уровень трафика, который они выдерживают. Тем не менее, когда случается бедствие, оно может быть особенно дорогостоящим с точки зрения человеческих жизней и имущества, а также вызывать существенные разрушения, длящиеся месяцы и даже годы.
Рост строительства автомобильных и железнодорожных туннелей в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В Азиатско-Тихоокеанском регионе за последние 20 лет произошел впечатляющий бум строительства туннелей для железнодорожного и автомобильного транспорта. Построенные транспортные туннели – метро, железнодорожные и автомобильные – представляют собой невероятные усилия, о чем свидетельствуют следующие примеры.
Линия 3 Гуанчжоу протяженностью 60 километров является самым длинным метро в мире. За ним следует пекинское метро на 57 км. Есть много китайских и корейских подземных тоннелей метро, которые очень похожи по своим масштабам. Туннель Сейкан протяженностью 23,3 км, большая часть которого находится под морским дном, является одновременно самым длинным и самым глубоким действующим железнодорожным туннелем в мире. Японские туннели, такие как Сейкан, могут быть более старыми постройками, поскольку Япония переживала экономическое процветание с 1960-х годов.
В 2006 году на Тайване был открыт самый длинный подземный автодорожный туннель в Азии, он был 5-м по длине в мире. Туннель Сюэшань имеет длину почти 13 километров, и на его строительство ушло почти 14 лет. В следующем году туннель Чжуннаньшань улучшил это положение, став вторым по длине автодорожным туннелем в мире, протяженностью около 18 километров.
Хотя такие конструкции могут быть самыми современными, уровень мер по обнаружению и тушению пожара, а также огнестойкая конструкция могут значительно различаться в зависимости от региона. Некоторые страны соответствуют западным стандартам или превосходят их; другие ужасно отстают или только начинают принимать меры. Тем не менее, какие бы меры ни принимались, полностью устранить риск крупного пожара невозможно.
Особая опасность туннельных пожаров
Пожары в туннелях представляют особую опасность, большую, чем во многих местах на открытом воздухе.
Во-первых, это высокие показатели тепловыделения (HHR). Транспортные средства выделяют тепло гораздо сильнее в замкнутых пространствах, чем на открытых площадках. HHR может быть в четыре раза мощнее в туннелях по сравнению с открытыми площадками. Испытания в туннеле показывают, что автомобильный пожар может производить мощность от 2,5 МВт до 5 МВт, большегрузные автомобили — от 20 МВт до 30 МВт, а автоцистерны — от 50 МВт до 200 МВт в верхней части спектра.
Затем идет густой дым, который может быть очень ядовитым и более смертоносным, чем пламя.
Скорость дыма при туннельном пожаре может превзойти скорость тех, кто решит бежать пешком; те, кто пытается сбежать на своем транспортном средстве, могут обнаружить, что дым перекрывает доступ кислорода к их двигателю, который останавливается.
По данным Министерства общественной безопасности страны, дороги в Китае считаются одними из самых опасных в мире: ежегодно на них погибает более 70 000 человек и 300 000 получают травмы. С такой ужасной статистикой очень важно снизить риск возникновения пожара.
Борьба с пожарами: задача
Когда в туннеле возникает пожар, он может представлять ряд конкретных проблем и опасностей для пожарных:
Невероятная жара, на охлаждение которой могут уйти дни.
Густые ядовитые пары.
Воздушный поток, создающий аэродинамические помехи, влияющие на поведение дыма.
Плохая видимость или ее отсутствие.
Ограниченное рабочее пространство для аварийно-спасательных служб.
Мы также можем добавить проблемы связи с международными туннелями: разные органы из разных юрисдикций, возможно, языков, работают вместе под давлением.
Необходимость мер по обнаружению пожара и реагированию
Проектировщики туннелей часто сосредотачиваются на причинах несчастных случаев, которые, хотя, естественно, важны, возможно, отвлекают от концентрации внимания на обнаружении и предотвращении пожара, что может помочь полностью избежать смертельных ситуаций. Крайне важно, чтобы системы обнаружения и предотвращения пожаров снижали риск и позволяли сдерживать и тушить пожары до того, как они перерастут в неудержимую катастрофу.
Крупные инциденты могут привести к неизбежному политическому давлению с целью обеспечения высокого уровня безопасности туннелей, что затем может быть отражено в улучшенных технических стандартах структурной противопожарной защиты, эвакуации, систем обнаружения и тушения. Поскольку инциденты случаются редко, стремление развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона к повышению пожарной безопасности может быть медленным процессом, пока не произойдет катастрофа. Даже более развитые страны, такие как Япония, должны регулярно проверять обнаружение и предотвращение пожаров.
Однако правила и меры по обнаружению и предотвращению пожаров, вероятно, будут развиваться по мере улучшения понимания рисков и технологий.
Законодательство о пожарах в туннелях в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Автодорожные туннели должны иметь систему обнаружения пожара для туннелей длиной более 500 метров, а системы видеообнаружения являются обязательными для туннелей длиной более 3000 метров.
Глобальных руководящих принципов не существует, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе отсутствует политическая и правовая интеграция ЕС для реализации обязательных правил безопасности. И Международная ассоциация туннелей (ITA), и Всемирная ассоциация автомобильных дорог (PIARC) опубликовали руководящие принципы и рекомендации по безопасному строительству и эксплуатации туннелей, но они не носят директивного характера. Комитет по эксплуатационной безопасности подземных сооружений Международной ассоциации туннелей продолжает проводить исследования и определять подходящие правила.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, как и другие регионы, по-разному следят за выполнением нормативных требований. Тем не менее, каким бы ни было законодательство, пренебрежение адекватными мерами пожарной безопасности оставляет оператора, местные власти и политиков открытыми для серьезных аварийных ситуаций.
Обнаружение и тушение пожара на практике
Многие пожары начинаются с фазы тления. На этом этапе с пожарами может справиться даже персонал, не являющийся аварийным персоналом, локализовать и потушить до того, как развернется бедствие.
Системы обнаружения пожара должны своевременно распознавать опасность. Предлагаемые решения, основанные на оповещении о срабатывании нагрева, обычно занимают слишком много времени — например, теплочувствительный кабель, который замыкается накоротко при плавлении термопластика и вызывает тревогу. Кроме того, такие системы не предоставляют визуальной информации, которая помогла бы справиться с пламенем. Можно рассмотреть и другие системы, такие как инфракрасные, системы отбора проб воздуха и другие системы линейного обнаружения, в дополнение к вышеперечисленным, которые включают оптические датчики.
Решения визуального обнаружения дыма (ВОД) - это возможности, которые можно рассматривать для обеспечения раннего предупреждения. ВОД использует изменения в своем широком поле зрения, чтобы предупредить операторов, удаленно или на месте, о потенциальной пожарной опасности. Возможные помехи обнаружению пожара, такие как автомобильные выхлопы и движение транспортных средств, не влияют на его эффективность.
Не будем забывать и о решениях для пожаротушения, которые можно эффективно использовать в сочетании с решениями по обнаружению пожара:
Разбрызгиватели, стояки и гидранты.
Пена.
Водяные завесы - эффективно блокируют распространение пламени и хорошо подходят для разделения пожаров, защиты туннельных конструкций и сооружений и снижения температуры.
Водяной туман.
Пассивная противопожарная защита может свести к минимуму ущерб, наносимый инфраструктуре огнём, с помощью полипропиленовых волокон микромоноволокна, добавляемых в бетонную смесь облицовки стен, огнестойких панелей и цементных покрытий. Другие шаги могут включать проверку грузовиков перед их въездом в туннель и обучение пользователей туннеля тому, как действовать в случае пожара.
Для всех систем необходимо сотрудничество в поиске наилучшего решения для каждого туннеля от пожарных инженеров, аварийно-спасательных служб, государственных учреждений, рабочих туннелей, владельцев и других сторон.
Вывод
Обнаружение и предотвращение пожаров — это не дополнительные функции, а важные инструменты для защиты туннелей и их пользователей от катастроф. Возможные потери в виде человеческих жизней, материального ущерба и причиненного ущерба означают, что полное инвестирование в меры противопожарной защиты является рациональным использованием средств.
Безопасность пожарных туннелей в Азиатско-Тихоокеанском регионе отражает период основных перемен в этом районе. Меры безопасности и правила различаются, но по мере того, как осознание опасности туннельных пожаров будет усиливаться, будут приняты соответствующие меры. Будем надеяться, что не потребуется больше бедствий, чтобы вывести пожарную безопасность в туннеле на первый план.