В ходе испытаний было изучено, насколько эффективны спринклерные системы жилых домов при тушении возгораний мобильных скутеров.
Фон
Общее увеличение и использование мобильных скутеров поставило перед поставщиками жилья по всей миру проблемы в отношении того, как следует управлять риском возгорания, связанным с этими транспортными средствами.
Все большее число людей нуждаются в использовании мобильных самокатов. Из-за этого пришлось подумать о том, где жители могут безопасно хранить и заряжать свои скутеры, и как мы можем снизить риск возникновения пожара.
Нам известно, что было сообщено о ряде пожаров, связанных с самокатами, и этот риск признается пожарно-спасательными службами и другими агентствами.
Мобильные самокаты бывают разных размеров, материалов и конструкций. Введение неизвестного уровня пожарной нагрузки в здание представляет собой серьезную проблему и потенциальное препятствие для путей эвакуации. Следует серьезно учитывать риск возникновения электрической неисправности во время зарядки аккумуляторов или в результате преднамеренного воспламенения.
С недавним использованием литий-ионных аккумуляторов вместо свинцово-кислотных для питания мобильных скутеров опасность возрастает из-за непредсказуемой и очень нестабильной реакции аккумулятора при воздействии тепла. Риск взрыва — реальная возможность.
Компании рассмотрели и предоставили своим жильцам различные способы хранения своих самокатов, в том числе специально построенные внешние складские помещения. Однако предоставление альтернативного места для хранения не обеспечивает непосредственной близости, которую жители хотят или должны получить для доступа к своим скутерам.
Эта трудность в поиске решения проблемы безопасного и удобного хранения самокатов вдохновила поставщика жилья переосмыслить свой подход. Могут ли спринклерные системы, установленные в домах, стать лучшим решением?
Представители по пожарной безопасности посещают жилищный комплекс, где жители хранят свои мобильные скутеры во внутренней общей зоне.
Они попросили специальных исследователей BRE помочь нам определить, будут ли разбрызгиватели в сочетании с другими мерами безопасности способствовать нашей цели — разрешить жителям хранить и заряжать самокаты внутри выделенных общественных зон».
Брифинг Lewisham Homes для BRE заключался в том, чтобы оценить, насколько эффективны модернизированные домашние спринклерные системы для сдерживания или тушения возгорания мобильных скутеров. Результат эксперимента поможет Lewisham Homes решить, разрешать ли внутреннее хранение и зарядку самокатов внутри их жилья.
Планирование
Планы предлагаемых складских помещений вместе с проектами спринклерных систем, установленных на ряде защищенных схем, были предоставлены BRE.
Cпринклеры, которые модернизировали спринклерные системы, подтвердили, что эти установки были выполнены в соответствии с соответствующими стандартами. BRE построил макет общей комнаты в натуральную величину в одной из схем жилья, используя ту же схему разбрызгивателей.
Конкретная планировка помещения, используемая для эксперимента, была выбрана потому, что она представляла собой наиболее сложные условия, когда площадь покрывалась одной головкой спринклера.
Метод
Текстильная полоска, пропитанная небольшим количеством ускорителя, была подожжена и помещена рядом с аккумуляторным отсеком скутера, чтобы имитировать пожар, возникший из-за неисправности электросети.
Для обоих экспериментов дверь в макетный отсек держали открытой, поскольку это создавало бы еще более жесткие условия и позволяло присутствующим наблюдать за происходящим в режиме реального времени.
Во время экспериментов самокаты не заряжались и не подключались к электросети.
Эксперименты планировалось продолжать в течение 30 минут после срабатывания разбрызгивателей. Это было согласовано как минимальный период, на который рассчитаны домашние спринклерные системы.
Температуру во время эксперимента измеряли термопарами, установленными на деревьях, каждая из которых была закреплена на разной высоте и в разных местах внутри отсека. Это позволило зафиксировать точные показания температуры вокруг макетной комнаты во время пожара.
Эксперимент 1
В первом эксперименте использовался одиночный скутер со стандартной свинцово-кислотной батареей, который был размещен в углу макетной комнаты на самом дальнем расстоянии от спринклерной головки. Место возгорания было установлено таким образом, чтобы имитировать пожар, начавшийся в аккумуляторном отсеке скутера.
Примерно через две минуты из комнаты пошел черный дым. Через 5 минут было замечено, что огонь разрастается, пламя перекинулось на сиденье самоката, что привело к значительному повышению температуры. Через 6 минут корпус аккумуляторной батареи хорошо загорелся, и вырвались большие объемы горячего густого черного дыма. Через 6 минут слой газа рядом с спринклерной головкой зафиксировали при 68°C, а еще через 30 секунд спринклеры заработали.
Почти сразу после того, как заработали спринклеры, густой черный дым превратился в клубы серого дыма, что означало, что больше никаких полезных видимых наблюдений сделать было нельзя.
Спринклер отключили через 3 минуты, чтобы проверить, удалось ли потушить пожар. Вскоре после выключения разбрызгивателя стало очевидно, что пламя начало распространяться вновь, и через 9 минут после возгорания пламя продолжало разрастаться и полностью охватило скутер. Температура в комнате к этому времени достигла ошеломляющих 780°C. Через 11 минут 30 секунд возгорание мотороллера удалось потушить вручную.
Эксперимент 2
Во втором эксперименте участвовали три мобильных скутера, один из которых был оснащен литий-ионным аккумулятором. Скутер стоял в углу комнаты. Чтобы имитировать еще более сложный инцидент, два оставшихся скутера были расположены близко к первому и таким образом, чтобы защитить первоначальный скутер от распыления распыляющей головки.
После первого эксперимента были установлены новая головка и крышка спринклера.
Пожар возник только в скутере с литий-ионной батареей, потому что, за исключением случая поджога, считалось маловероятным, что пожар возникнет более чем в одном скутере одновременно.
В отличие от эксперимента 1, на более ранней стадии эксперимента огонь распространился на сиденье быстрее и были зафиксированы более высокие температуры. Наблюдатели должны были стоять в безопасном месте и вдали от проема комнаты из-за непредсказуемой реакции литий-ионной батареи. Примерно через 2 минуты 50 секунд температура вблизи головки спринклера достигла 90 °C, и спринклер сработал.
Спринклер оставили включенным еще на 10 минут, а затем эксперимент прекратили, так как оказалось, что пожар был подавлен или, вероятно, потушен.
Были отмечены серьезные повреждения крышки батарейного отсека и самой литий-ионной батареи, но взрыва не было. На два других мотороллера огонь не перекинулся.
Эти эксперименты обеспечивают следующие ключевые моменты обучения:
Даже если два самоката загорятся в одинаковых точках с использованием одинаковых источников воспламенения, характер возгорания и скорость повышения температуры могут существенно различаться.
Спринклерная система эффективно сдерживала оба пожара, прежде чем они достигли критической стадии.
Необходимо рассмотреть дополнительные меры контроля, чтобы уменьшить и справиться с большими объемами дыма, выделяемого до активации спринклерной системы.
В связи с увеличением использования этих транспортных средств и связанным с этим риском возгорания, обучение и рекомендации по безопасному использованию и хранению, включая соблюдение соответствующего режима пожарной безопасности, имеют важное значение.
Действия, уже предпринятые для защиты жителей путем установки разбрызгивателей в их жилищных схемах, заслуживают одобрения. В последних планах по хранению мобильных скутеров признается необходимость помочь жителям вести независимую жизнь, не ставя под угрозу их безопасность.
Строительный компании используют результаты экспериментов, чтобы помочь разработать меры пожарной безопасности для своих новых домов, защищенных жилых помещений, квартир и переоборудованной недвижимости. Эксперименты дают ценную информацию и могут рассматриваться в качестве эталона как для жилищного строительства, так и для пожарной безопасности.
Исследователи хотели выяснить, могут ли спринклеры успешно тушить возгорание мобильных скутеров. Тесты показали, что могут.
Эксперименты и их результаты являются частью постоянных усилий по повышению пожарной безопасности для своих жильцов. За последние 7 лет поставщики жилья инвестировали большое количество средств в улучшение стандартов пожарной безопасности. Это включало установку спринклерных систем, систем пожарной сигнализации, противопожарных дверей и повышение осведомленности о пожарной безопасности путем обмена улучшенной информацией с жителями.
Глобальный отчет BRE: эксперименты по пожаротушению самокатов, защищенных разбрызгивателями, и короткометражный фильм, снятый об этих экспериментах, доступны для просмотра.